Грязные PR-технологии от МТС

Пресс-служба Министерства иностранных дел Туркменистана выступила с сообщением в ответ на распространенное российской компанией МТС предупреждение о рискованности ведения бизнеса в Туркменистане. МИД Туркмении счел необходимым сообщить, в чем именно, по мнению туркменских чиновников, заключается «подоплека подобного рода нечистоплотных выпадов».
«В декабре прошлого года МТС прекратила свою деятельность в Туркменистане в связи с истечением 5-летнего срока действия соответствующего договора, который являлся базовым документом, регулировавшим деятельность компании в Туркменистане. 
Здесь следует отметить, что в течение всего периода своей работы в Туркменистане МТС, предоставляя услуги связи, использовала необоснованно завышенные тарифы. При этом, получая огромные прибыли, МТС только крайне незначительную ее часть перечисляла туркменской стороне. Такая ситуация была явно ненормальной, и по истечении срока упомянутого договора туркменская сторона, заблаговременно уведомив МТС, как и было предусмотрено договором, поставила вопрос о завершении ее деятельности в стране. Одновременно туркменская сторона предложила провести переговоры по выкупу имущества компании, находящегося на территории Туркменистана. Таким образом, были соблюдены все общепринятые нормы и правила», - говорится в пресс-релизе МИД Туркмении. ...
... На этом фоне попытки компании МТС бросить тень на деловую репутацию Туркменистана как надежного партнера выглядят нелепыми и абсолютно не соответствующими принятым в мире цивилизованным нормам взаимоотношений в сфере бизнеса. Низкопробные пиар-технологии, примененные МТС, как видно, ни в коей мере не повлияли на решимость многочисленных иностранных партнеров страны, которые продолжают наращивать свое долгосрочное сотрудничество с Туркменистаном», – отмечает туркменское внешнеполитическое ведомство.
Вот реальный пример "технологий" я ля МТС, только уже в Узбекистане:
Оригинал статьи размещен по адресу: http://www.fergananews.com/article.php?id=7429 18.07.2012 22:04 msk Максимом Бейлисом (явно не узбекская фамилия). Рекомендую для изучения на факультетах журналистики, экономических факультетах и непосредственно работникам правоохранительных органов России и Узбекистана в качестве побудительного материала, сотрудникам других стран и качестве факультативного материала. Мои комментарии к статье выделены курсивом.

День шакалов, или Что случилось с МТС в Узбекистане (само название статьи недвусмысленно намекает на то, что шакалы атаковали МТС. Не день белочки или лисички, а день хищника, падальщика. Само по себе это уже настраивает читателя на не приязнь).

Наконец-то наступил этот день, 17 июля 2012 года - День конца связи. Незадолго до шести часов вечера МТС стала рассылать сообщения своим абонентам о том, что связь отключат на десять дней. Впрочем, по узбекским радиостанциям об этом сообщили еще с утра.В офисах конкурентов МТС – компаниях Beeline Uz и Ucell - начался невероятный ажиотаж. Тысячи и тысячи людей стояли в длинных очередях на подключение. Про мобильный интернет через модемы МТС уже все и думать перестали, а модемы конкурирующих компаний в продаже закончились.Шакалы в лице так называемых «дилеров» мгновенно почувствовали запах наживы и стали требовать отдельную плату за подключение. Нелегальный, не согласованный с руководством, тариф устанавливали по своему вкусу, разумеется, минуя регистрацию выручки. Впрочем, и возле офисов Beeline и Ucell появились всевозможные «жучки». 

(Пока все выглядит как репортаж с места событий, но стиль явно создает у читателя напряжение. Понимание того, что выплыли криминальные личности, которые сразу стали наживаться на этом событии. Мы далее разберемся, кто же виноват в создании такой ситуации).

Сколько денег в виде благодарности получили узбекские чиновники, остается только догадываться. Обстановка в Ташкенте, да и в областях в этот день была весьма напряженной. Еще бы: свыше 9,5 миллионов абонентов в стране с населением в 28 миллионов человек в одночасье лишились мобильной связи и Интернета. Их неудобства и мытарства стали просто колоссальными. (Очевидное обвинение чиновников во взяточничестве. Причем размытое и не явное, но оставляющее у читателя понимание того, кто заработал больше, чем выползшие «жучки». Читателю, по мнению автора статьи, должно быть сразу понятно, кто враг и кто виновен в «мытарствах и колоссальных неудобствах).
Запах наживы почуяли и многочисленные правоохранители, съехавшиеся на «охрану общественного порядка» в лице инспекторов дорожного движения, начавших сбор дани за неправильную парковку. Особенно хорошо им удалось заработать в районе Алайского рынка, где по соседству с теперь уже мертвым офисом МТС находится крупнейший офис продаж компании мобильной связи под названием Ucell. (Здесь автор использует устоявшееся мнение граждан о том, что их «враги и известные взяточники» в очередной раз собирали дань. По мнению автора статьи это должно окончательно сломить сомнения в душе читателя о том, что это событие де-факто является преступлением со стороны власти).
Однако больше всего поразила алчность, наглость и уверенность в полной безнаказанности чиновников ведомства связи Узбекистана, ответственных за «приостановление» лицензии. В погоне за наживой и выполняя «приказ начальства» они не постеснялись отключить связь одной трети населения Узбекистана. (Ну тут полный букет обвинений, за которые уже можно открывать следствие, но мы помним, автор, судя по фамилии, если это не псевдоним, в Узбекистане вряд-ли проживает и «достать» его не представляется возможным)
Они даже не подумали о тех, кто находится за границей и пользуется роумингом, все-таки в Узбекистане тоже сезон отпусков. (Автор добавил немного жалости к согражданам, оказавшимся по вине алчных чиновников остались без связи).
Впрочем, это не удивительно: многочисленные события в прошлом показали, что ради своей наживы чиновники Узбекистана готовы идти по головам собственного населения, вне зависимости от классов, сословий и званий. (Не хватает убийства граждан, но читателем «идти по головам» воспринимается именно так. В общем полный абзац).
Похоже, эпопея МТС в Узбекистане подошла к своему логическому концу. После того, как компания-инвестор приобрела полный комплект оборудования, провела модернизацию и расширение сети, пришло время произвести захват этой собственности. В этом плане действия узбекской стороны ничем не отличаются от действий сомалийских пиратов. И, увы, это — далеко не первый факт отъема российской собственности, впрочем, как ранее и казахстанской, индийской, американской, израильской, британской... (Завершающий абзац, связавший государственные органы с сомалийскими пиратами. Забыли добавить еще про Теленор, где узбекские власти так же нашли схожие нарушения законодательства. А о том, как МТС приобретало региональные сотовые компании в России с десятками тысяч абонентов за 30 тыс долларов и без каких-либо значимых инвестиций в их развитие в дальнейшем, можно прочитать в моем Блоге http://www.rb.ru/blog/mts-tribunal/ , на который МТС в феврале 2013г. подало в суд. Что касается сети в Узбекистане, то, напомню, компания была образована в 1991г. И если следовать логике автора, до 2004г, когда была приобретена МТСом, использовала старое оборудование да и вообще, работала не с полным комплектом оборудования (придраться то не к чему, но следуя такой логике, можно смело утверждать, что и сейчас комплект оборудования не полный. К примеру 4G нет и модернизация не произведена...)).
То, что ситуация вокруг МТС-Узбекистан представляет собой именно целенаправленный захват собственности с нарушением властями Узбекистана собственных нормативно-правовых актов, сомнений не вызывает. Мы постарались проанализировать информацию из открытых источников, не используя инсайд, с тем, чтобы не подставлять наших информаторов. Сомнений не вызывает» - точка. Источники информации (интересно какой? Про гаишников-мародеров или алчных чиновников? Напомню, что в суде необходимо раскрывать источник получения информации, если такого нет, но доказательство не принимается. Тут автор не ссылается на нормы права, он «вспомнит» о них далее, надо же сослаться на Закон, а то как-то несерьезно получается). Скорее всего читатель дальше не будет знакомиться со статьей — ему уже все понятно).
Начнем с конца, а именно с того самого дня 17 июля 2012 года, когда лицензия на оказание услуг в сфере телекоммуникаций компании «Уздунробита», оказывающей услуги под брендом МТС, была приостановлена. Почему лицензия была приостановлена именно на 10 дней? Ответ мы можем найти, если рассмотрим «Положение о лицензировании деятельности в сфере телекоммуникаций» (приложение №2 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.11.2000 №458).
Пунктом 45 данного Положения установлено право лицензирующего органа на приостановление действия лицензии сроком до 10 дней во внесудебном порядке, чем и воспользовался регулятор, ибо для полной приостановки лицензии следовало бы иметь на руках судебное решение. Однако, решение лицензирующего органа, в соответствии с пунктом 47 того же Положения, должно было быть доведено до руководства Уздунробиты (МТС-Узбекистан) не позднее, чем за три дня до его принятия. При этом, в соответствии с пунктом 48 того же Положения, данное решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
Таким образом, уведомление абонентов о приостановлении лицензии компании МТС-Узбекистан (так ее будем называть в дальнейшем) могло было быть проведено за три дня до отключения. Какой смысл было это делать в день вынесения решения? Для организации толкотни, давки и создания дополнительных неудобств для физических лиц и корпоративных клиентов? Да, именно для этого. Именно поэтому, как мы предполагаем, это было сделано преднамеренно и небескорыстно. (Видим, что существуют нормы права, которые, как нам представляет автор статьи, были злостно нарушены. Причем никаких фактов, где и когда опубликовано в первый раз, нет. Может и было, но автору об этом неизвестно или он «опустил» данный момент. Следите внимательно, тут уже не действия коррумпированных чиновников, а прямое обвинение в нарушении Закона).
На ажиотаже удалось заработать немалому числу людей, в том числе и тех, кто тесно связан с регулятором.
Юристы, конечно, могут указать, что пункт 47, в котором указан срок письменного уведомления о приостановлении действия лицензии и пункт 48, в котором говорится о публикации решения о приостановлении лицензии, не связаны между собой. Однако это будет чисто формальная отговорка, ведь людей надо было бы предупредить заранее. (Доводы юристов отброшены — формальная отговорка, а не Закон, баста. Ненавязчиво еще раз автор «подтвердил» свои собственные измышления о том, когда вышла информация).
По крайней мере, за три дня до 17 июля в офисах МТС все еще принимали предоплату за услуги, проводилась рекламная компания, все работало в обычном режиме... (А вот тут неувязочка. За 3 дня (вспомним, что за 3 дня надо было оповестить), не за 2 дня, не за 1 день. Так что «отмазка» вроде как есть. Ну а то, что это само МТС продолжала акцию по рекламе, вскользь. Позволю напомнить читателю, что зачастую бывало так, что компании уже нет, а реклама идет, поскольку оплачивается заранее и заранее согласуется сетка выхода в эфир. Но автору это не нужно, это может поломать его логику на корню и все написанное выше нужно будет просто выбросить в корзину, а не публиковать).
Теперь рассмотрим вопрос об обвинениях в адрес МТС-Узбекистан в хищениях и неуплате налогов. (Здесь вообще начинаются чудеса «творчества» при изложении доводов).
Для того, чтобы завести уголовное дело в соответствии со статьей 322 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, необходимо пять поводов. Перечислим их по порядку, так как указано в данной статье. Это:
1) заявления лиц;
2) сообщения предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и должностных лиц;
3) сообщения средств массовой информации;
4) обнаружение сведений и следов, указывающих на преступление, непосредственно органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором или судом:
5) заявление с повинной;
Власти хранят молчание о том, что явилось поводом для возбуждения уголовных дел, в результате которых несколько человек из руководства МТС-Узбекистан уже задержаны и к которым, согласно оценкам международных правозащитных организаций, могут быть применены пытки. (Напомним, что ряд правозащитных организаций кормятся именно такими выводами, поскольку за них им платят. Названий этих организаций нет, но ни у кого (и даже у меня), нет сомнений, что подобные «опусы» есть. Плавно подходим к тому, что банда узбекских пиратов, грубо нарушая нормы права, в настоящий момент готовятся расправиться с ничего не подозревающими гражданами. Кстати, в отношении «повода», он то как раз и был озвучен — уклонение от уплаты налогов, отмывание денежных средств и т.д.. Но это, по мнению автора, не повод, а значит есть прямое нарушение закона).
В числе задержанных находится и российский гражданин — исполняющий обязанности гендиректора Уздунробиты Радик Даутов. К задержанным не допускали адвокатов и вели допросы в ночное время. (Подтверждающих документов нет. Мы помним, как после общения с адвокатами, много подследственных начинают утверждать, что показания получены под давлением. Напомню, что ген директор МТС Узбекистана, был тайно вывезен из страны на частном самолете (наверно тоже не в дневное время, а так же то, что обычно «допрос» (смотря что называть допросом. К примеру, вопрос о ФИО и установлении личности задержанного так же можно назвать допросом. С другой стороны, если сразу направить в камеру, то тогда можно заявить, что бросили без суда и следствия. Тоже звучит. Беспроигрышная позиция и исполнение Закона в любом случае ставится под сомнение).
Сделаем небольшое отступление, чтобы проинформировать нашего читателя о том, что в Узбекистане практически уничтожен институт независимой адвокатуры. Адвокатом может быть только гражданин Республики Узбекистан (не просто резидент, а именно гражданин), имеющий соответствующую лицензию. Процедура получения этой лицензии устроена таким образом, что такую лицензию может иметь только человек, лояльный властям, а следовательно, независимость таких адвокатов находится под вопросом. Несомненно, среди практикующих в Узбекистане адвокатов немало знающих и достойных юристов, но условия таковы, что особо добросовестные адвокаты, чересчур рьяно защищающие своих клиентов по «заказным» делам, могут столкнуться с серьезными препятствиями в осуществлении своей профессиональной деятельности. А в том, что дело МТС-Узбекистан является заказным, никаких сомнений нет. Я настаиваю: именно возбуждение уголовного дела о хищениях без соответствующих поводов (в соответствии со статьей 322 УПК республики), то есть, фактически без заявления потерпевшей стороны является одним из признаков «заказного» дела и предвзятого правосудия. (Ну что за отступление, тоже понятно, можно было не повторяться. О том, что «без заявления потерпевшей стороны», тоже уже читали. Прежде всего я бы назвал данную статью заказной, такое вот мое оценочное мнение. Цель простая — подрыв веры в основы правопорядка Государства, заботящегося о соблюдении Законов страны. Заметьте, пока ни слова о том, что же предъявили МТС. Читатель уже «в курсе событий», а о сути пока неизвестно, видимо это даже не второстепенно. Как там у Жванецкого: «При чем тут борщ, когда такие дела на кухне»).
Насколько стало известно из сообщений СМИ, ранее в МТС-Узбекистан уже проводились проверки со стороны контролирующих органов. При налоговой проверке были выявлены нарушения в порядке исчисления налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды. Однако, как следует из заявлений, Компания согласилась с актом проверки и добровольно, в течение 30 дней оплатила предъявленные налоговыми органами недоимки и пени, а значит, в соответствии со ст. 110 и 119 Налогового Кодекса Узбекистана, против ее руководства не могут быть возбуждены уголовные дела по факту сокрытия налогов. (Ранее были проведены проверки. Возбуждать нельзя — ну что сказать?.. Лично мне совершенно не очевидно, что именно на основе этих проверок, а не дополнительно открывшихся фактов, было принято решение о приостановлении деятельности компании. Ну с сокрытием налогов, с большой натяжкой допустим понятно, но отмывание денег? По моему это несколько другая статья и не налогового кодекса).
В контексте Налогового Кодекса уголовная ответственность за сокрытие налогов может наступить только в том случае, если имели место события, указанные в статье 114, а именно - неотражение в бухгалтерских книгах выручки, наличие неоприходованных (то есть не отраженных в бухгалтерских записях товаров или подмена и подделка бухгалтерских документов).
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики» совершенно четко увязывает определение умышленного налогового правонарушения с Налоговым Кодексом.
Таким образом, в соответствии с узбекскими законами, в том случае, если руководство признало факт нарушений и добровольно заплатило недоимки и пени, оно не может быть привлечено к ответственности по статье 184 «Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей» Уголовного кодекса Республики Узбекистан. ( Последние три абзаца интересны тем, что признается то, что МТС признало факт нарушений (читаем: занималось совершением преступлений в сфере экономики. Читатель же моих комментариев понимает, что большинство читателей до этого момента «не до тянуло». Сам же факт совершения преступления не является для автора статьи главным (читаем МТС), хотя подтвержденный даже самим пойманным за руку в момент вытаскивания денег из кармана тех же самых граждан. Заботы о благополучии граждан также не прослеживается. Не сообщается о том, что бюджет Государства наполняется налогами и от него зависит благосостояние пенсионеров, учителей, врачей, военнослужащих и т.д.).
Более того, в самом тексте данной статьи Уголовного Кодекса указано, что в случае полной уплаты налогов или других обязательных платежей на умышленно сокрытую, заниженную прибыль (доход) не применяется наказание в виде лишения свободы. (Даже не знаю, напоминать о том, что статей обвинения несколько и что выдергивание из общего контекста одной не может поставить под сомнение все процесс в целом).
Итак, во-первых, умысла не было, во-вторых, даже при наличии умысла в случае добровольной уплаты уголовная ответственность не наступает. Тогда зачем менеджеров МТС-Узбекистан держат в заключении? Ведь налогоплательщиком, в любом случае, является МТС-Узбекистан, а не содержащиеся под стражей работники данной компании! (Во как! Круто! Нечто новое. Получается, что если воруют, скажем в Газпроме, то арестовывать никого нельзя, делай что хочешь! Комментарии излишни.)
Теперь стоит рассмотреть вопрос о том, по каким основаниям Генеральная Прокуратура после мирно проведенной налоговой проверки требует доначисления фантастических 500 миллионов долларов, заявляя об уклонении от уплаты налогов уже после проведенной налоговой проверки и в дополнение к тому, что налоговые органы уже доначислили. (Вот, а тут то как раз и выяснились новые обстоятельства, о которых так умалчивал автор статьи объясняя читателю о том, что аресты незаконны. 500 миллионов долларов. Зная стоимость строительства сотовой сети, могу в уверенность сказать, что МТС не вложило в развитие сети и половины этой суммы. Все шло за счет абонентов и реинвестирование полученных средств. Так что о прямых инвестициях говорить не стоит).
Как следует из заявлений самой Генеральной прокуратуры Узбекистана, были выявлены случаи завышения стоимости импортного оборудования, закупленного у местных поставщиков за национальную неконвертируемую валюту – узбекский сум. При этом, как следует из контекста, местные продавцы оборудования завысили его стоимость, что привело к уклонению от уплаты налогов.
Этот революционный прорыв юридической мысли следователи пытаются пришить к уголовному делу. Обратимся к статье 1 Налогового Кодекса и отметим, что там сказано: «Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с установлением, введением, исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан (далее - бюджет) и государственные целевые фонды, а также отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств». Более того, никакой иной документ, как следует из статьи 2 этого же Кодекса, эти отношения не регулирует. (Прорезается бандитская лексика самого автора: «пришить»).
То есть, налоги исчисляются и уплачиваются на основании принципов и правил, установленных этим Кодексом, а не на основании мыслей следователей или устных распоряжений «больших дядек» (или теток), которыми, по всей видимости, они руководствуются. (Совершенно непонятно, почему и как автор услышал мысли следователей, а так же где увидел «Больших дядек-теток». Просто прямое оскорбление лиц при исполнении ими служебных обязанностей и клевета. Про отношения, связанные с исполнением служебных обязанностей, хоть и сказано, но тут же автором «забыто» напрочь).
В 26 статье Налогового Кодекса Узбекистана вводится понятие «налогооблагаемой базы» и по большинству налогов, в частности по налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость налогооблагаемая база определяется, исходя из данных бухгалтерского учета, подтвержденных первичными документами. Иначе говоря, если в счет-фактуре поставщика указана стоимость в 100 миллионов узбекских сум (неконвертируемых местных денег) то и налог исчисляется, исходя из документально подтвержденных данных, а не из мифической объективной (по мнению следователей) цены. (Ну про реальные цены в России на те же томографы мы знаем, они порой многократно отличались от «мифических (читайте — цен поставщиков. Так что «прорыв юридической мысли» у автора, как говорится, налицо. Данные, подтверждаются в офшоре. Кстати, не мешало бы и нашим органам заняться делом МТСа и его руководителей, благо Закон о совершенных преступлениях российскими гражданами за границей принят. Неплохо было бы подключиться и самому главному акционеру МТСа (через АФК «Система») г-ну Евтушенокову В. У него то (в %% соотношении) воруют больше всех и ему приходится обращаться к Президенту РФ за помощью. По хорошему надо было бы обращаться в Следственный Комитет РФ и хватать московскую крышу, прикрывающую и вывозящую ген директора МТС-Узбекистан Бехзода Ахметова, объявленного в международный розыск, от следственных органов дружеской нам страны).
Есть исключение из этого правила, касающееся так называемых «взаимосвязанных лиц» (во всем мире используется термин «связанные стороны»). Это исключение могло бы позволить определить налогооблагаемую базу, исходя из «правильной» цены. Однако статья 40 Налогового Кодекса республики дает всего три определения «взаимосвязанных лиц». Первое – это учредители-иностранцы и компания-резидент, второе – это компания и местные учредители, третье - это компании, у которых общие учредители.
В данном случае взаимосвязанными лицами являются ОАО МТС и ИП «Уздунробита» (МТС-Узбекистан). Однако ОАО МТС, находящееся в Москве, никак не может быть причислено к категории «местных поставщиков обрудования» (что верно, то верно, не местный поставщик, а учредитель-иностранец. Грубая и очевидная манипуляция. Игра словами), о которых вела речь Генеральная прокуратура в своем противоречивом заявлении. Следовательно, вменить уклонение от уплаты налогов находящимся под стражей менеджерам МТС-Узбекистан по якобы имевшим место завышенным ценам на оборудование законным образом не удастся. Для этого нужно написать новый Налоговый Кодекс, а он пока еще представителями Генпрокуратуры не написан и не принят Олий Мажлисом (узбекский парламент) (Какая осведомленность о непринятых и ненаписанных, я так думаю,что и о еще даже не придуманных статьях Налогового Кодекса!.) Смехотворность этой ситуации очевидна. (Автор видимо перепутал слова, техническая ошибка, как любят говорить с МТС. Похоже от имел ввиду не «смехотворность этой ситуации», а смехотворность данной статьи).
Разберем вопрос «завышения цен». Для тех, кто не ориентируется в реалиях Узбекистана, отметим, что узбекский сум является неконвертируемой валютой. Для того, чтобы приобрести импортное оборудование, необходимо зарегистрировать импортный контракт в банке и на таможне. Фишка в том, что Узбекистан признает только контракты определенной формы и на определенных условиях. Если некий предприниматель покупает оборудование у известной компании за рубежом, он, в принципе, вынужден подписывать контракт на условиях, диктуемых брендом и его дилером. Там могут быть заложены условия об оплате аккредитивом на установленных дилером условиях, там могут быть определены условия предоплаты, да мало ли еще что. Попробуйте например, приобрести товар у Apple, на своих условиях. Думаю, что вряд ли это получится. (Как увидим далее — у нас точно вряд-ли бы получилось, но это к МТСу не имеет отношения. Они смогли бы.)
Однако, вот незадача. Узбекистан сам выдвигает условия, особенно, в той части, где дело касается иностранной валюты. Что же делать компаниям-резидентам, которым до зарезу необходимо оборудование, комплектующие и товары? Они вынуждены заключать договор с посредником, с тем посредником, который сперва за свои деньги и на условиях дилера купит оборудование, затем заключит контракт с компанией-резидентом Узбекистана, которая станет в этом случае импортером. (Прямо плакать хочется и как то заменить фирму посредника на себя лично, принять, так сказать огонь на себя. Бедные посредники... . Сами посудите: есть покупатель, которому «до зарезу» нужно и есть продавец, которому тоже нужно не меньше.... Ужас, одним словом).
Но кто доверит оборудование, стоящее колоссальных денег, какой-то компании из Узбекистана, которая не всегда может оперативно произвести оплату? В эти случаях используется оффшор и это не для кого не секрет, даже для многоопытных следователей Генпрокуратуры. (Хоть и язвительно, но признал следователей опытными. Помните Шарикова из «Собачьего Сердца»? «Напрасно вы их «любезными ругаете!».).
Таким образом, узбекский предприниматель через подконтрольный офшор и на свои деньги закупает оборудование, затем составляет контракт на условиях, диктуемых банком и таможней, затем он его ввозит на территорию Узбекистана, подвергает таможенной очистке и так далее. В общем, произвести закупку импортного оборудования, минуя такую посредническую схему, весьма сложно. (Конечно сложно, цена то тогда станет другой и навара не останется. Напомню, что потом «новая», справедливая цена, включающая «риски» посредника, включается в расходы компании, НДМ подлежит возмещению и данная сумма вычитается из прибыли компании и не подлежит налогообложению. Именно так работает большинство компаний, оставляя львиную долю прибыли за границей, уходя от налогов и Государственного контроля. Но это сложно. С этим я согласен. Никого туда даже близко не подпустят. А вот г-н Евтушенков мог бы при желании подойти и посмотреть внимательнее, сделав оргвыводы).
Но тут возникает еще один немаловажный вопрос - о конвертации. Если этот многосложный вопрос решен, пусть даже через дачу «шапки» (взятки), то еще можно немножко дышать. Но в основной массе случаев этот вопрос даже за «шапку» не решить. В таком случае возникают весьма сложные коллизии. Предприниматель ввез оборудование, получил за него узбекские сумы на расчетный счет. Превратить эти сумы в звонкие доллары и даже в менее звонкие российские рубли, или, к примеру, в китайские юани он не может.
Наличные деньги можно поменять на черном рынке, то есть на базаре (например на Алайском) по курсу примерно 3000 сум за один доллар. Но обращать безналичные деньги в наличные в Узбекистане все же запрещено, да и учитывая реальную стоимость узбекских наличных денег (3000 сумов за 1 доллар) и номинал самой крупной купюры в 1000 сум даже небольшая долларовая сумма имеет как минимум визуально внушительный объем. Конечно, не так как в Зимбабве, где бумажные деньги меняют на вес, но все же.
Не вдаваясь в подробности с так называемыми легитимными сумами и прочей паршивой ликвидностью, скажем, что существуют четыре курса узбекской валюты. Первый – это курс узбекского наличного сума (так называемый базарный курс), примерную цену которого уже читателям сообщили, второй – это курс безналичного узбекского сума, третий – это курс так называемого легитимного узбекского сума, и четвертый – это официальный межбанковский курс, который составляет около 1900 сумов за один доллар (без учета «шапки»).
Очевидно, когда следователи установили «завышение цен», они известную стоимость импортного оборудования умножили на те самые официальные 1900 сумов за один доллар и присовокупили туда стоимость доставки и растаможки. А почем, скажем не 3200-3300 сумов за один доллар? Учитывая фактор как минимум двух посредников при поставках и нековертируемость местной валюты, основывать свои доказательства завышения цен на таком расчете, как минимум, не логично. Вполне может быть, что для доказательства «завышения» следователи использовали расчет цены по аналогичной сделке у компании, которая имела конвертацию. (Что сказать? По моему все сказано - «аналогичная сделка». Как можно тут что-то выкрутить??? У автора же получается и здесь): Но только это совсем другая опера или две большие разницы, как говорят в Одессе. Так что большая часть «ущерба» попросту высосана из пальца. (Художественный авторский оборот не имеющий к делу никакого отношения)) В общем опасность конкуренции налицо. Честные попались и не воровали, тем самым подставив доблестных, трудящихся в поте лица руководителей МТСа и их неизвестных, но очень отважных, посредников- партнеров по «бизнесу»).
И, наконец, рассмотрим сам процесс проведения проверок (логичнее было бы рассмотреть сам процесс воровства), весьма строго регулируемый узбекским законодательством. Любой проверяющий, вне зависимости от целей проверки, обязан зарегистрироваться в Книге регистрации проверок. Даже проверки в рамках уголовного дела должны проводиться только в отношении расследуемого эпизода. (Вспомним, как гендиректор покидал Узбекистан в срочном порядке, тайно. МТС по началу отрицало свое участие в подготовке и организации побега, но потом их роль все же была доподлинно установлена. Вполне мог и захватить эту книгу проверок на борт. Почитать в полете).
Например, если расследуется дело о некоем завышении цен по контракту поставки оборудования, то должны рассматриваться и изыматься документы только касательно данного эпизода. Изъятие документов и проведение полной проверки финансово-хозяйственной деятельности в таких случаях строжайшим образом запрещается. А проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности неустановленными лицами является нарушением вдвойне. В соответствии с узбекским законодательством проверки финансово-хозяйственной деятельности по поручению правоохранительных органов имеет право проводить только налоговые органы. (ну, или скажем, органы госбезопасности, напрямую отвечающие за безопасность Государства, в том числе и экономическую. А там несколько другие правила, но автору, конечно, об этом не сообщили, а он не знал. Образование не позволило догадаться).
Подведем некоторые итоги и предадимся грустным (увы) размышлениям. Отвратительно, что абонентам не сообщили за три дня о решении приостановить лицензию, как это следовало бы сделать. Но не стоит обвинять в этом МТС-Узбекистан (Мы помним, кого нужно обвинять. Конкурентов). Руководство сидит под стражей (как говорил Жиглов: «а что им за это? Талоны на усиленное питание?»), деятельность парализована (пропущено слово «преступная»), решения, очевидно, принимают уже будущие собственники (потрясающая осведомленность. Экстрасенсы нервно курят в сторонке, гладя на способности автора статьи). Скорее всего, будущие владельцы (о которых весьма скоро будет известно) были заинтересованы в притоке денежных средств в виде предоплаты. Да и наложить арест на денежные средства, полученные от безответных людей (надо было дать пистолет? Отстреливались бы?), проще простого (куда сложнее оказалось много лет обманывать Государство и небезопасно).
Приостановка лицензии на 10 дней – просто использованная возможность парализовать работу до вынесения судебного решения. Аресты менеджеров технического звена позволили получить беспрепятственный доступ к оборудованию (по мнению автора, оборудование день и ночь охраняли именно менеджеры технического звена. Эдакое узбекское ноу-хау от МТС). Все эти во многом бессмысленные аресты и угрозы позволили «наезжающей» стороне отстранить ключевой технический персонал от доступа к рабочим местам. Чего, например, стоил арест Алишера Мухамедова, директора департамента безопасности МТС, который имеет не больше отношения к деловым операциям компании «МТС-Узбекистан», чем депутат Олий Мажлиса к независимому парламентаризму! (Чего стоил не знаем, а вот было ли сопротивление со стороны СБ при выемке документов, ничего в статье не сказано. Думаю, что и отношения к независимости прессы статья и ее автор не имеет никакого, и парламентарии тут ни при чем. Так и надо было писать)).
И, наконец, чего стоил плевок в лицо миллионам абонентов, не предупрежденных заранее... Впрочем, ничего: клиенты утрутся. Власти привыкли распоряжаться карманом и временем людей, как своей собственностью. Они и воспринимают всех жителей Узбекистана ни в коем случае не как граждан, и даже не как подданных, а скорее как крепостных... (Эта статья не простой плевок в читателя, а прямо в Государство Узбекистан и его граждан. А абоненты, в конечном итоге, останутся не в накладе. Думается что новый собственник, о существовании которого уже знает автор статьи, но не раскрывает источники, 100 раз подумает, стоит ли воровать деньги у Государства, закладывая свои поборы за посреднические операции в цену продукции (трафика)).
В заключение, информация о добровольном пожертвовании. Автор данной статьи - старинный приверженец сотовой компании Билайн, однако, некоторые члены его семьи являются абонентами МТС-Узбекистан. И на семейном совете мы дружно решили пожертвовать внесенную предоплату на здоровье будущих владельцев компании «Уздунробита», чиновников от связи и членов их семей. Ведь о том, что в будущем произойдет с этими верными нукерами — исполнителями высоких приказов — никому не известно (Видимо экстрасенсорные способности автора к концу материала иссякли.. Жаль, можно было бы что-нибудь по круче придумать. Например, в помощь потомкам их голодающего Поволжья, оказавшимся в Узбекистане и пользующихся по старинной памяти не «Билайном», а МТСом).
Ведь день шакала в Узбекистане продолжается, и сюрпризов еще будет много. (Тут я согласен. Не дай Бог тому Шакалу еще раз появиться, я потеряю всякую веру в порядочность прессы).
Максим Бейлис, Ташкент (комментарии: Евгений Графеев).

P.S. От себя лично добавлю, что МТС в России так же незаконно использует порядка-10-20% базовых станций, на эксплуатацию которых у МТС нет соответствующих разрешений и паспортов от Госкомсвязьнадзора (или кто там его сейчас замещает). Это подпадает под статью УК РФ о незаконном использовании радиотехнических средств и оборудования на территории РФ. Прошу считать это официальным обращением к правоохранительным органам. Узбекские коллеги сумели поставить на место уголовников. А нам слабо? Почему?
Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

2016 Последние новости по делу МТС.

Благодарственное письмо Президенту России

Армагедон от МТС. Конфликт с АФК Система?